День памяти преподобного Никона,
игумена Радонежского
30 ноября Православная церковь чтит память
преподобного Никона Радонежского, в день его преставления
Из келейных записок о. Никона (Беляева)
Иногда я чувствую, что молитва Иисусова легко творится, а иногда — трудно, чувствуется сухость, и себя приходится принуждать к молитве. Я сказал об этом батюшке [<s_up>1]. Он ответил, что это ничего, что это принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге. ––––––
Спросил про Иисусову молитву: нельзя ли читать ее сокращенно.Батюшка не позволил, говоря, что ее всю целиком заповедали читать наши старцы и ударение делать на последнем слове: «грешного». Когда только можно, нужно всегда говорить молитву Иисусову по четкам, а если нельзя — тогда молитва должна быть всегда в уме, без четок ––––––
Когда я утром пришел к батюшке на занятия, он, благословив меня, спросил: «Сегодня какого святого память? Преподобного Максима Исповедника? Обратили ли вы внимание на кондак этому святому?"... Являюща Божественная концем неудобопостижимых разумений ты сказуяй, блаженне, и Троицу всем, Максиме, воспроповедуй ясно присносущую, безначальную". Ну вот, теперь понятно, почему о. Амвросий всегда под подушкой имел творения св. Максима Исповедника. Его творения очень глубоки и таинственны...
––––––
«Да, вот теперь мне становится понятным, как прежде жили старец и ученик единодушно. Как старец говорил с учеником, так я только с вами говорю».
Глубокая истина. Ученик должен быть всегда при старце, который должен знать и чувствовать все, чем дышит и что переживает ученик. При многолюдстве это невозможно. Не потому ли такой преданный ученик как епископ Игнатий покинул своего старца, о. Льва?
––––––
Сказал батюшке про дьявольское наваждение. Я припоминаю, что во время сего наваждения, когда мне стало страшно, я порывисто начал творить Иисусову молитву, и на первом же слове, лишь я произнес: «Господи», — сразу все прекратилось, хотя может быть, и на время, теперь уже не помню. Когда я сказал об этом, батюшка прибавил: «Да и познали силу молитвы».
––––––
Я спросил: «Непарение мысли, т. е. внимательность при молитве считается первым даром в любом случае или это касается только молитвы Иисусовой?»
Батюшка ответил, что только молитвы Иисусовой.